luka-stoev@yandex.ru Люди как песчинки. Которая из них я?

Лука Стоев

Человек предполагает

- Я хочу выпить тост, за человека...

- Не выпить, а поднять!

- Да, совершенно верно. Я хочу поднять этот бокал за человека, который знает, что такое дружба не понаслышке! Вот уже тридцать лет, со школьной скамьи, ...

- Не тридцать, а пятнадцать!

- ...

- За тебя, Витек.

Действительно тридцать, не пятнадцать. Всего в два раза меньше, а какая пропасть лежит между этими двумя цифрами. И что же мы имеем: ни детей, ни семьи и куча родственников, которые тебе об этом напоминают. Есть еще, правда, друзья, так сказать коллектив, нажитый непосильным трудом.

Так размышлял Витек и поднимал бокалы за свое здоровье, денежное благополучие, успехи в личной жизни и, конечно:

- Третий тост за родителей! ###

Живет человек, ничем особенным не выделяется, звезд с неба не хватает. На работе на хорошем счету, выпивает в меру, книжки иногда читает, газету про футбол. По субботам, перед баней, ходит в спортзал. В приметы особенно не верит, в церкви бывает по особенным случаям, ну похороны там или наоборот, крещения. Гороскопами или гаданием не интересуется, хотя может заглянуть, при случае, в какой-нибудь женский журнал на страницу про "звезды говорят". В общем, человек без ярко выраженных принципов. Видимо поэтому у него много друзей и знакомых, которые ценят его, как очень общительного, открытого и отзывчивого человека.

И действительно, Вася никогда, ни в лицо, ни за глаза, не говорил человеку плохого. Он всегда очень легко понимал других людей, четко мог объяснить их мотивацию. Войдя в их положение, он четко видел, что это был вынужденный выбор, и ничего другого человеку сделать не представлялось возможным. Апологетам теории о свободе выбора очень тяжело по этой причине понимать других людей.

Самым близким и родным для него человеком была мать. Это была своенравная женщина, привыкшая во всем полагаться на собственные силы. Она всего добилась в жизни сама, что очень сильно изменяет людей со временем. Тут ведь, как происходит: либо человек считает, что он так много достиг благодаря своим личным качествам, либо своему неслыханному везению и удаче, которая никогда не поворачивается к нему спиной. Оба варианта ничего хорошего не предвещают, но объяснить это человеку практически невозможно. Если сам не догадался, то и не поймет:

- Если, ты такой умный - где твои деньги!?

Это мы называем гордыней. Что же делать? Да все просто: побольше самоиронии и поменьше "чувства собственной важности''.

В целом про Васину мать можно было сказать, что она "уважать себя заставила и лучше выдумать не могла".

Ну не смогла, так не смогла. Тоже неплохой выбор для человека. Уважение и высокая оценка посторонних и близких людей очень важны для внутреннего благополучия.

А что же наш Вася? Он любил свою мать и понимал, как ей пришлось тяжело, и про ее "выбор" он тоже все понимал. Но как это часто бывает, с родственниками отношения не всегда складываются лучшим образом. А с самыми близкими родственниками у нас бывают такие сложные отношения, что описать их или рационально объяснить бывает почти невозможно. Особенно, если эти отношения носят характер прецедентной правозащитной системы. Но два, самых распространенных случая, сильно упрощенных, можно рассмотреть. Как говорится, чем проще модель, тем точнее результат эксперимента. Итак, либо Ваш ближайший родственник, жалуется на недостаточное внимание к себе, как сказал бы психотерапевт, вызывает у Вас чувство вины. И тогда, чем больше Вы стараетесь, так как Вы хороший человек и испытываете чувство вины, тем причудливей и затейливей становятся Ваши отношения. Браво!

Второй вариант, не менее интересен. Вами пытаются управлять и решать за Вас, что для Вас лучше:

- Поверь мне, я лучше знаю, что тебе надо!

И Вы, как хороший и цельный, в общем-то, человек, желающий найти свою дорогу в жизни, страдаете и испытываете чувство вины из-за того, что избегаете советов и помощи Вашего родственника. И Ваша жизнь потихоньку превращается в кошмар, потом Вы к нему привыкаете, а через несколько лет Вы уже не помните, кто Вы, где и зачем. В общем, это уже не Вы, я имею в виду того человека, который знал, что хочет найти свой путь хотя бы в этой жизни.

У Васи был как раз второй вариант. Но наш герой не совершал вышеописанных ошибок. Он обо всем этом отлично знал или догадывался, поэтому,  чтобы остаться цельной личностью с ясной самоидентификацией, Вася вступил в открытую конфронтацию со своей матерью. Он объявил молчаливую забастовку или, проще говоря, отказывал матери в вербальном общении по отвлеченным вопросам.

При подобном поведении Вы, конечно, не переделаете своего родственника, но зато ваши взаимоотношения не будут усложняться и бесконтрольно развиваться в непонятном направлении. Каждый останется при своих.

В нашем случае так бы и случилось, но...

Но об этом чуть позже. Скажем пару слов про отца Васи. А то кому-то может показаться, что мы забыли что-то очень важное. Конечно, у Васи был отец, как же без этого. У кого-то отцы - космонавты или испытатели, погибшие при исполнении, в общем, женская фантазия в этом отношении довольно однообразна. Васина мама не стала опускаться до таких поэтических изысков. Она даже разрешала отцу встречаться с Васей, ну там, в зоопарк сходить или кафе-мороженое. Правда, первое время она ставила условия возвращения отца в лоно семьи. И Васин отец даже несколько раз возвращался, но люди, как говорится, не меняются, а если меняются, то в худшую сторону. Ведь после возвращения отца мать, сама не понимая того, повесила на него ярлык слабохарактерного человека, у себя в голове, конечно. Вследствие чего и ее отношения с мужем немного изменились. В общем, Васин отец и недели не смог прожить после возвращения. Он хоть и не добился в социальном плане больших высот, но тряпкой никогда не был. Просто подумайте, какой мужик смог бы жить с такой бабой. Был у Васи отец, да весь вышел...

###

И так, продолжим. Васина мать никогда не сдавалась, это было ее тайным оружием. И однажды она решает выяснить, почему она не может найти общего языка со своим сыном. Она принимает решение пойти к экстрасенсу, чтобы попытаться найти причину, мешающую их взаимопониманию.

Знакомые ей посоветовали доктора с медицинскими и прочими высшими образованиями, обладающего невероятными способностями:

- Светило традиционной и нетрадиционной медицины!

В общем, это оказался обычный психотерапевт с «российским уклоном». Аккуратный кабинет с кожаной кушеткой и большим письменным столом, из-за которого навстречу Васиной маме поднялся человек с неприметным располагающим лицом, проседью в волосах, и представился. Они поздоровались, и она села на кушетку.

- Я Вас внимательно слушаю.

Васина мама, деловым тоном, исключающим, как ей казалось, признаки душевных и прочих расстройств, поведала свою историю...

- Он совсем не обращает на меня внимания!

У опытного, но не в меру впечатлительного доктора перед глазами появляется картина маслом, и в голове возникают, как синхронный перевод обрывки монологов: "Почему ты не смотришь на меня и прячешь глаза?"

- Он постоянно огрызается на любые попытки с ним заговорить!

"Как ты можешь таким тоном разговаривать с родной матерью!"

- У него никогда нет времени просто со мной пообщаться!

"Я потратила на тебя всю жизнь, а ты не можешь пяти минут матери уделить!"

Экстрасенс, все выслушав и поводив руками над фотографией, говорит, что бы мама не волновалась.

- Возможно, ваш сын один из избранных, и со временем может вырасти в мессию, если конечно он истинный избранный.

- Это вы узнали из моего рассказа!? - вылупила глаза Васина мама.

- Нет, конечно. Я не хотел бы Вас обидеть, но Ваши отношения с сыном довольно типичны, и не представляют большого интереса для меня. Я Вас могу порекомендовать своему коллеге, он специализируется на подобных проблемах, а берет меньше.

- Ну что Вы! Деньги меня не волнуют. Для своего сына мне ничего не жалко! Так что насчет "избранного"!? Как Вы определили?

- О! Это элементарно, по фотографии. Она имеет очень сильное биополе, определенного свойства, которое очень тяжело с чем-то спутать. Это довольно тяжело объяснить, даже на примере, человеку, не обладающему экстрасенсорными возможностями. В общем, у Вашего сына биополе избранного.

- Он что, типа горца?

- Ну Вы даете, мамаша, горец - это теперь не популярно. Нет, все гораздо проще, он типа сына божьего.

- А как узнать, что он истинный?

- Да Вы, я вижу, самую соль уловили. Современники обычно просто верят в его истинность. И им за это воздается в будущем.

- А для чего их не один? Ну, в смысле, ведь их несколько?

- Да, их много, а сделано это для того, чтобы силы, не желающие свершения страшного суда, не могли его вычислить и уничтожить до того,  как он выполнит свою миссию.

- Какую?

- Объявит конец света конечно. А вы, что думали?

- А как же... Ну, то есть, раньше?

- А, Вы имеете в виду прежний миссия? Так его вычислили сразу, причем несколько раз, в разное время и у разных народов, а людям, ну нам, то есть, каждый раз подсовывали очередную легенду. Эта легенда даже мало видоизменялась, от раза к разу, так добавлялся небольшой народный колорит.

- Вы шутите? Я верю и в церковь регулярно хожу. И Вам рекомендую, это хорошо прочищает мозги!

- Да, да, не сомневаюсь.

- И что же теперь с нами будет? В смысле мне никак не наладить с ним контакт?

- Вы имеете в виду, чтобы иметь силу влияния на своего сына? Не думаю, что это возможно, скорее только повредит вашим, пусть и не очень хорошим, отношениям.

- Ну, это мы еще посмотрим, хуже то уже быть не может.

Доктор отвернулся и закурил, делая вид, что смотрит в окно.

- Ну а если, к примеру, все как вы сказали, как мне узнать, что Вы не из тех, кто боится страшного суда, и не повредите моему сыну?

- Ну, что Вы, как можно! Да и теперь, я как бы причастен к кругу избранных и получу на суде полное прощение. Вы абсолютно можете мне доверять.

- Спасибо, за интересную историю, доктор, хоть она и богопротивна, все равно с образованным человеком поговоришь, и как-то легче становится. Сколько с меня?

- Как обычно, за час. Мой секретарь Вам все объяснит, до свидания.

"Страшный суд - это, конечно, хорошо. А, что, интересно, бывает за истинного мессию?", подумал экстрасенс.

###

Мать, выходя от доктора, думает: "Все-таки, экстрасенс - это уже почти наука, а у меня случай куда как сложнее. И как мне эта мысль в голову сразу не пришла, нужно обратиться к церкви, поговорить с батюшкой, а еще лучше, съезжу-ка я в какой-нибудь монастырь и там поговорю с истинно верующим человеком. Уж он-то меня, научит, как быть...". Много чего она еще думала по дороге домой, где ее ждал вернувшийся с работы сын, из крана вместо воды потекло вино, а на пятом этаже встал с инвалидного кресла мальчик и пошел гулять. Стояла солнечная погода, вечер не предвещал ничего плохого.

Лука Стоев, Февраля 2008, Москва